. - это Лекции, Методички, и много других полезных для учебы материалов

Страх традиционно изучается как эмоция в ситуации реальной или придуманной опасности. Такой аспект исследования страха представлен в работах С. Рубинштейна , П. Пиаже , В. Вилюнаса , П. Симонова , А. Лука , Л. Аболина , Л. Гозмана , Б. Додонова , К.

Тема: Психология страха

Эмоциями аффектами, душевными волнениями называют такие состояния, как страх, гнев, тоска, радость, любовь, надежда, грусть, отвращение, гордость и т. Эмоции проявляются в определенных психических переживаниях, каждому известных по своему опыту, и в телесных явлениях. Как и ощущение, эмоции имеют положительный или отрицательный чувственный тон, связанный с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувство удовольствия при усилении переходи в аффект радости.

Удовольствие и неудовольствие проявляются в определенной мимике лица и изменениях пульса. При эмоциях телесные явления выражены гораздо реже.

Актуальность исследования заключается в том, что эмоции страха (в Страх – физиологический и эмоциональный ответ центральной.

Юрий Викторович Щербатых, кандидат медицинских наук, заместитель руководителя Центра экспериментальной медицины и безопасности жизнедеятельности Воронежское отделение. Александр Данилович Ноздрачев, академик, заведующий кафедрой общей физиологии Санкт-Петербургского государственного университета. Страх издавна служил объектом изучения специалистов самых разных отраслей науки — философов, социологов, психологов, психиатров, физиологов и т.

Некоторые философы например, С. Мы попытаемся свести воедино имеющиеся к настоящему времени взгляды различных специалистов на природу страха, механизмы его формирования и значение этого феномена в человеческом обществе. Поскольку страх — это древнейшая эмоция, повышающая шансы организма на выживание, то и мозговые структуры, ответственные за нее, находятся в более старых, центральных областях головного мозга — так называемой лимбической системе, к которой относятся гиппокамп, миндалины, грушевидная доля и еще несколько мозговых структур.

Первоначально считалось, что в нервной системе имеется один центр, активация которого вызывает страх и реакцию избегания пугающего объекта.

Было отобраны и сформированы три группы: В эту группу вошли из 30 только 5 человек. Это говорит о том, что человек уравновешенный, спокойный, способный оказать сопротивление неприятностям, владеющий собой. Эта группа людей оптимистов, у них мало проблем, связанных со стрессам.

Актуальность выявленной проблемы, ее недостаточная теоретическая и Объект исследования: экзистенциальные страхи у старших подростков. .. физиологическая сопротивляемость стрессу» (tэмп=2,), «проблемы и.

Введение Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов. По мнению авторов Л. Репина и других ребёнок, как самая чувствительная часть социума, подвержен разнообразным отрицательным воздействиям. Обширные области исследований, посвящённых страху, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции.

Литературы по данной проблеме разработано немного. Хотя проблема страхов у детей старшего дошкольного возраста актуальна в настоящее время. Проблема страхов мало используется и в практике дошкольных учреждений. Захаров впервые в отечественной и мировой практике рассмотрел причины возникновения и развития дневных и ночных страхов. Привел статические данные, показывающие влияние различных факторов. И от того, смогут ли родители и педагоги уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка.

К сожалению, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, и наш долг - предупредить возможность их проявления и оградить детей от страхов, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью. Одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения, является сказкотерапия. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей дошкольного, младшего школьного и других возрастов.

В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, принятием своих чувств, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями, энурезами и т.

Исследование эмоциональных состояний у студентов в процессе учебной деятельности

Молодость как определённая ступень жизненного пути биологически универсальна, но возрастные границы молодого человека, его положение в обществе и социально-психологические особенности имеют общественно-историческую природу. Актуальность проведенного исследования обусловлена, прежде всего тем, что современная педагогическая психология преодолевает укоренившиеся в прошлом представлении, согласно которому молодость-всего лишь подготовительный этап жизни, собственная значимость которого минимальна.

Известный швейцарский педагог И. Песталоцци одним из первых отстаивал убеждения, что молодость - самоценный этап жизни человека. Справедливость этого убеждения стала очевидной в минувшем веке, когда социальный статус молодёжи существенно повысился. Именно поэтому любая возрастная группа молодёжи стала объектом пристального внимания со стороны психологов, социологов, культурологов.

условнорефлекторной реакции страха», представленную на соискание актуальность; сформулированы цели и задачи исследования; создан.

Комплексный психофизиологический подход к изучению тревожности и страха И. Ивлева Воронежская государ-ственная медицинская академия им. Бурденко В настоящее время отсутствует единая концепция тревожности, что обусловлено различными подходами к данной проблеме в психиатрии, физиологии, психологии и клинической фармакологии. Следует отметить, что тревожность и страх имеют два взаимосвязанных и в то же время достаточно самостоятельных аспекта: При этом наиболее часто применяемые методы экспериментально - психологического исследования феноменов тревожности и страха оценивают именно субъективные переживания, которые подвержены значительным флуктуациям, связанным со спецификой конкретной методики, социокультурными и гендерными установками пациента, уровнем его образования, отношением к обследованию и т.

Подобная ситуация затрудняет эффективную диагностику и коррекцию тревожных состояний и обусловливает актуальность поиска объективных критериев тревожности и страха. Считается, что переживания тревоги и страха сопровождаются активацией, преимущественно, симпатического отдела автономной нервной системы. Однако существуют убедительные доказательства в пользу того, что реакции вегетативной нервной системы при аффективных состояниях более сложны и многообразны.

Одним из современных высокоинформативных методов оценки вегетативной регуляции является математический анализ вариабельности сердечного ритма, позволяющий определить вклад симпатического и парасимпатического отделов в общую картину стресса , Для оценки индивидуальных особенностей проявления тревоги и страха нами был разработан опросник, выявляющий доминирующие страхи и опасения личности Щербатых Ю.

В результате обследования как здоровых лиц, так и больных с различными формами неврозов было установлено, что у каждого человека существует достаточно стабильная иерархическая структура актуальных страхов, которые реализуются в виде специфических вегетативных паттернов.

Комплексный психофизиологический подход к изучению тревожности и страха

Определение страха и фобий 4 3. Влияние страха на организм 10 4. Функции страха 18 5. Психология страха и фобий 26 6. Список использованной литературы 30 1. Введение Страх издавна служил объектом изучения специалистов самых разных отраслей науки - философов, социологов, психологов, психиатров, физиологов и т.

Диссертация и автореферат на тему"Системное исследование страха" по ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ Актуальность проблемы. .. страха оказывают воздействие на физиологические проявления страха.

Человек ощущает звуки, цвета, запахи и т. Следы восприятии закрепляются, сохраняются в мозгу. Представление—мысленный образ того или иного предмета или явления. Мышление находится в неразрывной связи с речью. Человек смотрит на картину. Он прежде всего ощущает различные цвета и форму красное, зеленое, белое, круглое, овальное и т. Сделать умозаключение можно лишь при наличии мышления. Итак, мышление—это обобщение и наиболее полное и точное отражение действительности.

Так, рассматривая картину, человек испытывает те или иные чувства, т. Эти чувства могут выражаться удовольствием,. Однако человек не просто воспринимает окружающую действительность с тем или иным чувственным отношением к ней.

Общая характеристика психических процессов и их физиологическая основа

Перейти к загрузке файла Введение Актуальность данной работы заключается в том, что управление внутренними ритмами человека имеет важное значение не только для нормализации ночного сна, но и для устранения ряда заболеваний нервной системы, имеющих функциональный характер например, неврозов. Установлено, что суточное изменение внутренних ритмов, свойственных здоровому человеку, при болезненных состояниях искажаются.

По характеру искажений врачи могут судить о ряде заболеваний на начальной стадии.

Актуальность темы исследования Востребованность исследования страха в современных условиях по мере . Можно сказать, что теории, относящиеся к этому направлению, раскрывают физиологические аспекты страха.

Рисунок 1 — Возрастная динамика различных видов страхов у женщин Рисунок 2 — Возрастная динамика различных видов страхов у мужчин Анализ результатов показывает, что у детей дошкольного и младшего школьного возраста высокий уровень страхов различных групп. Самый популярный страх в данных возрастных категориях это пространственный и архаический страхи. Преобладающими видами страха у женщин являются социальный и страх, связанный с работой.

У лиц обоих полов социальный страх особо выражен в возрастах лет и , что совпадает по времени с самоопределением молодых людей и поиске своей профессии и работы. Примечательно, что у женщин страх, связанный с работой по мере возрастания возраста стабильно снижается, в то время как у мужчин остается примерно на одном уровне, а во время взрослости повышается. Вероятно, это связано с более сильной социальной нагрузкой на мужчин, так как принято, что мужчина является кормильцем, поэтому удержать работу и выполнять ее хорошо является для них важной задачей.

Социальный страх по мере взросления начинает снижаться. Такие данные могут быть следствием повышения экономической стабильности взрослых людей, а также изменения социальной ситуации — если для юношей и подростков важны отношения со сверстниками, то в период взрослости приобретают значимость тесные семейные отношения, в которых нет жестких социальных оценок и борьбы за власть. Среди архаических страхов особенно популярен страх перед некоторыми животными, такими как пауки, крысы, змеи и др.

Юнг предположил гипотезу о том, что такие страхи передаются из поколения в поколение, начиная от наших предков. Дело в том, что издавна люди опасались змей и пауков, как представителей самых ядовитых существ на земле, а крысы скорее не пугают людей, а отвращают, в связи с их славой переносчиков инфекционных заболеваний в т.

Американский исследователь, доктор Элизабет Кюблер-Росс провела много времени у постели умирающих больных и выделила в их переживаниях пять стадий приспособления к мысли о смерти — отрицание, гнев, торг, депрессию и принятие.

Методы физиологии

Опубликовать свой материал Актуальность темы детских страхов Психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным благополучием. Однако среди типичных детских эмоций нередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность, в том числе учебную. В результате во многих случаях можно говорить не об одной эмоции страха или тревожности, а о целом их комплексе, который охватывает сознание ребенка практически целиком и тем самым предопределяет его поведение и деятельность, зачастую весьма неэффективно.

Тема страха в таких науках как философия, биология, физиология не теряет Следует отметить, что, несмотря на актуальность изучения страха и.

Эмоции бывают положительные и отрицательные. Что же такое эмоция? Эти переживания и называют чувствами или эмоциями. Эмоциональное состояние играет огромную роль в жизни человека. Они создают оптимальные условия для выполнения различных потребностей, которые на фоне эмоций выполняются более легко. Установлена даже прямая зависимость между степенью эмоционального напряжения и степенью выполняемой потребности. Эмоции позволяют не просто способствовать выполнению потребностей, а оценивать ее мозгом в перспективе человек покупает машину не для того, чтобы она стояла в гараже, а чтобы использовать ее для своих нужд.

Физиология эмоций

Экспериментальные исследования проявления страха. Комплексное изучение страха у представитей 63 возраста на ранней зрелости 2. Кластерный анализ страха на различных этапах своего развития 2. Психофизиологические характеристики эмоции страха. Особенности состояния страха у мужчин и женщин.

Рассматривается роль физиологической метафоры в создании образа со- Актуальность работы обусловлена необходимостью исследования . ном как агрессивная, вызывающая страх, при этом не только в отношении.

Современное состояние проблемы страхов в психологии…………5 1. Исследование страха в отечественной и зарубежной психологии…5 1. Исследования особенностей страхов у детей дошкольного возраста……………………………………………………………….. Изучение особенностей проявления страха у детей среднего дошкольного возраста……………………………………………………… Цели, задачи, содержание методик исследования……………… Экспериментальное изучение особенностей проявления страха у детей среднего дошкольного возраста………………………………31 Заключение……………………………………………………………………….

Эти эмоциональные проявления являются неотъемлемой частью нашей жизни. Большинство страхов обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Многие детские страхи чаще всего исчезают бесследно. Изучением страха в психологической и педагогической науках занимались как зарубежные Д. Но все эти исследователи подчеркивали, что страх является движущей силой личностного развития. Захаров впервые в отечественной и мировой практике рассмотрел причины возникновения и развития дневных и ночных страхов.

Привел статистические данные, показывающие влияние различных факторов. А такие ученые, как Гозман Л.

Гормон страха. Адреналин в крови. Физиология страха

Стреляу, ; и др. Джеймс считал, что страх, как и другие эмоции, возникает в результате ощущения физиологических изменений в собственном организме лбоимся, потому и что дрожим По Подобной теории точки зрения , придерживался одновременно. Многие исследования были направлены на выявление участков мозга, участвующих в порождении эмоции страха , ; но это также и те события, которые могут вызвать у нас какое-либо неприятное переживание, как-то: Фрейд подчеркивал, что в отношении этих опасностей возникает ощущение беспомощности, вызывающее чувство страха.

Что читать о природе эмоций и их роли в нашей жизни рекомендует кандидат психологических наук Наталья Кисельникова.

Последнее поступление - 18 Июня,Рассказать Рекомендовать Страх - чувство, которое знакомо человеку с самого рождения. В большей или меньшей степени ощущение испуга каждый из нас переживает практически ежедневно. Но почему мы испытываем такую эмоцию, каков механизм возникновения подобного состояния? Оказывается, что причиной образования этого ощущения является гормон страха. Подробнее о физиологии возникновения такой эмоции - в нашем материале.

Страх - это внутреннее состояние человека, которое спровоцировано какого-либо рода опасностью, и связанное с возникновением негативных эмоциональных переживаний. Такое ощущение на уровне инстинктов возникает и у животных, проявляясь в виде защитных реакций. В целом у человека механизм формирования этой эмоции идентичен: Например, мы, не задумываясь, закрываем глаза, увеличиваем расстояние от источника, вызывающего страх и т.

Вячеслав Дубынин:"Нейроны и нейросети. Обзор основных структур головного и спинного мозга"